Массаж или пестовальная гимнастика

Консультация проводится после 40-го дня жизни малыша

Пока ребенок жил у мамы в животе, он был в прямом смысле слова шарообразным – его тельце было свернуто в тугой шар. Родившись, он попал в новый пространственный объем и стал ощущать свое тело совершенно иначе. Он понимает, что тело изменилось, но еще не знает, каким оно стало, он не видит себя и не может себя ощупать.

Приблизительно к 40-му дню жизни у новорожденного заканчивается первичный адаптационный период. Ребёнок начинает привыкать к новым условиям, у него снижается уровень беспокойства – он начинает интересоваться окружающим миром. Появляются 20-30 минутные периоды бодрствования, во время которых малыш с интересом рассматривает окружающий мир и собственное тело.  Ребенок, проводя все больше времени без пеленки, начинает наблюдать за своими руками, пока ещё не понимая, что это часть его самого.

Поглаживания во время массажа помогают ребенку познакомиться со своим новым телом, найти его границы, и, в конечном итоге, малыш начинает лучше управляться с ним.

Кроме этого, при массаже улучшается циркуляция крови и лимфы, нормализуется тонус мышц.

Кроме обучающей и физиологической роли, массаж имеет огромное социальное значение. Тактильные ощущения от прикосновений мамы, игра с ней – это неисчерпаемый источник положительных эмоций для ребенка, что очень важно для его гармоничного развития в таком возрасте, когда другие стимулы ему практически недоступны.

Однако, этого мы не можем сказать о ситуации, когда массаж ребёнку делает посторонний человек, специально приглашенный для этих целей. У ребёнка есть врождённые биологические понятия «свои» и «чужие». Свои – это члены его племени, его семьи, это в первую очередь мама, папа, ближайшие родственники. Им ребенок доверяет безгранично и только с ними чувствует себя в безопасности. 

Все остальные люди для ребёнка пока являются чужаками. Чужак – это потенциальная опасность, поэтому малыш не готов контактировать с чужими и ждёт защиты со стороны своих. В ситуации же, когда сама мама отдаёт ребёнка массажисту – чужому человеку – и тот начинает его трогать, проводить какие-то манипуляции, малыш пугается, плачет или, напротив, затихает (биологическая реакция в случае опасности – стать незаметным). Но в любом случае он ждёт от мамы помощи и спасения. И если мама ему не помогает, у малыша повышается уровень тревожности и со временем проявляются признаки стресса: снижение набора веса, беспокойный сон, частые и продолжительные прикладывания, плач.

В этом случае вред, который наносится психике ребёнка, ставит под сомнение любую пользу для физиологии (мы сейчас говорим о здоровых детях, не имеющих медицинских показаний для массажа. В случае заболеваний, патологий или отклонений в развитии ребенку делается лечебный массаж, который не имеет ничего общего с общеукрепляющим, « пестовальным» и проводится специально обученным массажистом).

Чтобы овладеть техникой общеукрепляющего детского массажа, который наши прабабушки делали своим детям и называли это пестованием, маме не нужно иметь никакого специального медицинского образования.

Вернуться к списку консультаций по уходу